Газета №№ 8-9

Тебрик
Гьуьрметлу Кьурагь райондин агьалияр!
За квез рикIин сидкьидай жуьрэтлувилинни дирибашвилин сувар тир Ватан хуьзвайбурун Югъ рикIин сидкьидай мубаракзава. Кьурагь райондин агьалияр патал и сувар кьетIенди я. Чи районэгьлийри вири вахтара чпин игитвални кьегьалвал къалурайди я. Чна чи ватанэгьлийрал-Советрин Союздин Игитрал- Эсед Салигьовални Араз Алиевал дамахзава. Абурун кьегьалвилер чи акьалтзавай несилдиз чешне я.
Гьуьрметлу районэгьлияр! И еке метлеб авай йикъа Ватандин адетриз вафалувал, гьукуматдин интересар хуьн лишанламишзава. Чи Ватандин азадвал ва аслу туширвал патал женгерин чуьллера чанар гайи аскерар эбеди яз рикIел хуьн чи ва чи акьалтзавай несилдин буржи я.
Квехъ чандин сагъвал, кьилел ислягьвал, пакадин йикъахъ инанмишвал хьурай ва рикIе авай мурадар кьилиз акъатрай.
С.Исакьов, Дагъустан Республикадин Халкьдин Собранидин Председателдин заместитель.

---------------------------------------------------------------------------------------------

Дявейрин ва яракьлу къуватрин ветеранриз, аскервилин къуллугъчийриз, вири районэгьлийриз вири халкьдин сувар-Ватан хуьзвайбурун Югъ-рикIин сидкьидай мубаракрай.
Гьикьван гзаф вахтар алатайтIани, Ватандин ЧIехи дяведин иштиракчийри къалурай тешпигь авачир хьтин викIегьвал ва игитвал, вири россиянвийрин ва дагъустанвийрин хьиз, чи райондин халкьдин рикIерани гьамишалугъ яз амукьда. А дяведин иштиракчияр гзаф кьадар несилар патал дурумлувилин, ватанпересвилин ва Ватандиз гьакъисагъвилелди къуллугъ авунин жанлу чешне жеда.
И юкъуз чна чеб патал аскервилин рекьяй тушир зегьмет хкягъай ва къе Россиядин гьукуматдин интересар хуьнин къаравулда акъвазнавай ксар тебрикзава. Чун инанмиш тирвал, Россиядин Яракьлу Къуватра къуллугъзавай районэгьлийри, чIехи несилрин аскеррин игитвилин адетар лайихлудаказ давамаруналди, чпин хиве авай аскервилин ва ватанпересвилин буржи вини дережадин жавабдарвилелди кьилиз акъудда.
Абурухъ мягькем сагъламвал, ислягьвал, хушбахтлувал хьурай.

З.АЗИЗОВ, "Кьурагь район" муниципальный тешкилатдин кьил.

----------------------------------------------------------------------------------------------

Ф.Мегьамедова.
Оргкомитетдин заседание хьана
16-февралдиз "Кьурагь район" муниципальный тешкилатдин администрациядин кьилин кабинетда оргкомитетдин заседание кьиле фена. Заседание оргкомитетдин членрихъ галаз "Кьурагь район" муниципальный тешкилатдин администрациядин кьил, оргкомитетдин председатель С.Гьамидова кьиле тухвана. Заседанидал Ватанхуьзвайбурун Йикъаз талукь мярекатриз гьазурвал акунин гьал веревирд авуна, мярекатар тухудай югъ тайинарна (20 февраль). Вири школайра Венгрияда, Чехословакияда, Афгъанистанда ва Чечняда кьиле фейи женгерин иштиракчийрихъ галаз гуьруьшар тухун, физкультурадинни спортдин ва жегьилрин крарин рекьяй Бугъдатепеда райондин школьникрин арада азаддиз кьуршахар кьунай акъажунар кьиле тухун, Культурно-досуговый центрдиз культурадин кIвалин фойеда, Ватандин ЧIехи дяведин ветеранриз, ветеранрин хендедайриз, женгерин иштиракчийриз, запасда авай офицерриз хуьрерин поселенийрин кьилериз теклифна, суварин мярекат тешкилун, хуьрерин поселенийрин кьилериз чкайрал культурный ва спортивный мярекатар тухун меслят къалурна.
---------------------------------------------------------------------------------------------

А.Рамазанова.
РД-дин Кьили Дагъустан Республикадин Халкьдин Собранидиз ракъурнавай Чарчин веревирдер
18-февралдиз райондин агьалияр яшайишдин рекьяй хуьдай управленидин ва Комплексный Центрдин идарайрин работникрихъ галаз "Кьурагь район" муниципальный тешкилатдин администрациядин кьилин заместитель Э.Исаева гуьруьшмиш хьана. Гуьруьшмиш хьунин кьилин макьсад Дагъустан Республикадин Кьил Рамазан Абдулатипова Дагъустан Республикадин Халкьдин Собранидиз ракъурнавай Чар веревирд авун тир.
Э.Исаевади РД-дин Кьилин Чарчин кар алай пунктарихъ галаз идарайрин коллективар танишарна, Чарче къалурнавай гьар са месэладин патахъай рахана, РД-дин Кьилин кар алай проектар 2014-йисуз районда гьикI кечирмишнаватIа информация гана.
Мярекатдал райондин агьалияр яшайишдин рекьяй таъминардай управленидин начальник С.Жамалдинов, агьалияр яшайишдин рекьяй хуьдай Комплексный Центрдин директордин заместитель Ш.Жамалдинов рахана.
Анал веревирд авур гьар са сферадихъ галаз алакъалу месэлайрин гьакъиндай разивал къалурна.
----------------------------------------------------------------------------------------

 ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ
ИЗМЕНЕНИЯ в УСТАВ
УправлениеМинистерства юстиции
Российской Федерации
по Республике Дагестан
«22» января 2015 г
Государственный регистрационный
№ Ru 055220002015001

Принят: Решением
Собрания депутатов муниципального района
«Курахский район» Республики Дагестан
от 19.12.2014г. № 150

ИЗМЕНЕННЫЕ СТАТЬИ УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КУРАХСКИЙ РАЙОН» РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Статья 6. Вопросы местного значения муниципального района
1. К вопросам местного значения муниципального района относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;
4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;
6.2) разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов;
7) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района;
8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
9) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
9.1.) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке муниципального района сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;
9.2.) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;
10) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
11) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
12) создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
13) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
14) утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд осуществление в случаях, предусмотренных градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;
15) утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе");
16) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;
17) содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;
18) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
19) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;
20) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
21) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района;
22) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;
23) организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
24) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;
25) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района;
26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
27) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству;
28) обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района;
29) организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью;
30) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
31) осуществление муниципального лесного контроля;
32) утратил силу;
33) осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;
34) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд муниципального района, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011г. № 246 - ФЗ.
35) осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района.
2. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района «Курахский район», о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением Собрания депутатов муниципального района.
3. Местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района, в случаях, предусмотренных абзацем третьим, частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.

Статья 7. Права органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов

1. Органы местного самоуправления муниципального района имеют право на:
1) создание музеев муниципального района;
2) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;
3) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории муниципального района;
4) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района;
5) осуществление функций учредителя муниципальных образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31.12.2008 г.;
6) создание условий для развития туризма.
7) Права органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных вопросам местного значения муниципальных районов оказание поддержки общественным наблюдательным комиссиям. Осуществляющим общественный контроль за обеспечением прав человека и содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания;
8) Оказание поддержки общественным объединением инвалидов, а также созданным общероссийскими общественными объединениями инвалидов организациям в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181 –ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
9) Осуществление мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О донорстве крови и ее компонентов».
10) совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса.
11) самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципального района.
2. Органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Республики Дагестан, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Статья 9. Осуществление органами местного самоуправления муниципального района отдельных государственных полномочий
1. Наделение органов местного самоуправления муниципального района отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами Республики Дагестан, отдельными государственными полномочиями Республики Дагестан - законами Республики Дагестан. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами Республики Дагестан, по вопросам, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
2. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального района, осуществляется только за счет предоставляемых бюджету муниципального района субвенций из соответствующих бюджетов.
3. Органы местного самоуправления муниципального района могут наделяться отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и Республики Дагестан на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.
4. Органы местного самоуправления муниципального района имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных настоящим уставом.
5. Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов Республики Дагестан, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления муниципального района отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131- ФЗ, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.
6. Органы местного самоуправления муниципального района несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальному району на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
7. Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
8. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.
9. В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.
10. Органы местного самоуправления муниципального района вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального района (за исключением финансовых средств, передаваемых бюджету муниципального района на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131- ФЗ, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального района (за исключением финансовых средств, передаваемых бюджету муниципального района на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального района, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
11. Органы местного самоуправления муниципального района участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, в случае принятия Собранием депутатов муниципального района решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.

Статья 23. Собрание депутатов муниципального района
1. Собрание депутатов муниципального района состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов Собраний депутатов указанных поселений, избираемых Собраниями депутатов сельских поселений из своего состава в соответствии со следующей нормой представительства:
от сельского поселения «сельсовет «Гельхенский» - 1 депутат;
от сельского поселения «сельсовет «Икринский» - 2 депутат;
от сельского поселения «село Кабир» - 2 депутат;
от сельского поселения «сельсовет "Кочхюрский» - 1 депутат;
от сельского поселения «сельсовет "Курахский» - 3 депутата;
от сельского поселения «сельсовет "Кутульский» - 1 депутат;
от сельского поселения «сельсовет "Усугский» - 1 депутат;
от сельского поселения «сельсовет "Шимихюрский» - 1 депутат;
от сельского поселения «село Хпюк» - 1 депутат;
от сельского поселения «сельсовет "Штульский» - 1 депутат;
от сельского поселения «сельсовет "Ашарский» - 1 депутат;
от сельского поселения «село Аладаш» - 1 депутат;
от сельского поселения «село Кумук» - 2 депутат;
от сельского поселения «сельсовет "Моллакентский» - 2 депутат.
Общая численность депутатов Собрания депутатов муниципального района составляет 20 человек. Срок полномочий Собрания депутатов муниципального района составляет 5 лет.
Срок полномочий Собрания депутатов муниципального района составляет пять лет.
2. Собрание депутатов муниципального района обладает правами юридического лица.
3. Собрание депутатов муниципального района обладает правом законодательной инициативы.
4. Собрание депутатов может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Заседание Собрания депутатов правомочно при участии в нем более половины избранных депутатов.
Заседания Собрание депутатов проводятся не реже одного раза в три месяца.
Собрание депутатов двумя третями голосов, от установленной численности депутатов, принимает решения по вопросам утверждения Устава муниципального района, внесение изменений и дополнений в Устав муниципального района.
Решения Собрания депутатов муниципального района, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Собрания депутатов муниципального района, если иное не установлено Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ.
По остальным вопросам решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих депутатов.
5. Собрание депутатов муниципального района по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Дагестан, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района, решение об удалении главы муниципального района в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Собрания депутатов муниципального района и по иным вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами Республики Дагестан, уставом муниципального района.
6. Собрание депутатов принимает Регламент, регулирующий вопросы организации и деятельности Собрания депутатов.
7. Расходы на обеспечение деятельности Собрания депутатов муниципального района предусматриваются в бюджете муниципального района.
8. Собранию депутатов принадлежит право от лица всего населения муниципального района принимать решения по вопросам своей компетенции.
9. исключена.
10. Вновь избранное Собрание депутатов муниципального района собирается на первое заседание председателем избирательной комиссии муниципального района не позднее чем через три недели со дня избрания Собрания депутатов муниципального района в правомочном составе.

Статья 26. Досрочное прекращение полномочий Собрания депутатов муниципального района
1. Полномочия Собрания депутатов муниципального района независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ. Полномочия Собрания депутатов муниципального района также прекращаются:
1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске, которое принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов;
2) в случае вступления в силу решения Верховного суда Республики Дагестан о неправомочности данного состава депутатов Собрания депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
3) в случае преобразования муниципального района, осуществляемого в соответствии с частями 4 и 6 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003г №131-ФЗ;
4) в случае увеличения численности избирателей муниципального района более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального района;
5) в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения.
2. Досрочное прекращение полномочий Собрания депутатов муниципального района влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.
3. В случае досрочного прекращения полномочий Собрания депутатов муниципального района, Собрания депутатов поселений входящих в состав муниципального района, обязаны в течение одного месяца избрать в состав Собрания депутатов муниципального района других депутатов.

Статья 27. Депутат Собрания депутатов муниципального района
1. В Собрание депутатов может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет.
2. Депутату Собрания депутатов муниципального района обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
3. исключена.
4. Депутат Собрания депутатов муниципального района, не может одновременно исполнять полномочия депутата Собрания депутатов муниципального района иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, не может замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности Республики Дагестан, государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы, и не может быть депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти.
5. Депутаты осуществляют свою деятельность на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности Собрания депутатов.
6. Осуществляющий свои полномочия на постоянной основе депутат Собрания депутатов муниципального района не вправе:
1) заниматься предпринимательской деятельностью;
2) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами Республики Дагестан, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
6.1. Депутат Собрания депутатов муниципального района должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
7. Депутаты информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации.
8. Гарантии прав депутатов при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральным законодательством.
9. Депутат Собрания не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
10. Депутат Собрания депутатов, осуществляющий свои полномочия на постоянной основе, не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном нарушении.
11. Порядок и основания прекращения полномочий депутатов Собрания депутатов муниципального района определяются и регулируются федеральными законами, законами Республики Дагестан и настоящим Уставом.
12. В целях осуществления своих полномочий депутат имеет право:
1) участвовать при рассмотрении в органах местного самоуправления любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей;
2) проверять в установленном законом порядке сведения о нарушении прав и законных интересов граждан;
3) проводить собрания избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами и местными общественными объединениями.
4) получать освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления депутатской деятельности на основании официального уведомления о вызове в Собрание депутатов муниципального района с возмещением расходов, связанных с депутатской деятельностью, в порядке и размерах, устанавливаемых Собранием депутатов муниципального района. При этом требование каких-либо других документов не допускается.
5) получать возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью, в порядке и размерах, устанавливаемых Собранием депутатов муниципального района.
6) пользоваться, в случае работы на постоянной профессиональной основе, для осуществления депутатской деятельности в здании администрации местного самоуправления отдельным служебным помещением, оборудованным мебелью, оргтехникой и средствами связи.
Иные гарантии осуществления полномочий депутата Собрания депутатов муниципального района устанавливаются настоящим уставом в соответствии с федеральными законами и законами Республики Дагестан.

Статья 28. Досрочное прекращение полномочий депутата Собрания депутатов муниципального района
1. Полномочия депутата Собрания депутатов муниципального района прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
8) досрочного прекращения полномочий Собрания депутатов;
9) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
10) Полномочия депутата муниципального района осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131 –ФЗ.
2. Решение Собрания депутатов муниципального района о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов муниципального района принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Собрания депутатов муниципального района, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Если Собрание депутатов муниципального района не принимает соответствующее решение в установленный срок, полномочия депутата Собрания депутатов муниципального района считаются прекращенными со дня, следующего за днем окончания данного срока.
3. Полномочия депутата Собрания депутатов муниципального района прекращаются досрочно в случае прекращения его полномочий соответственно в качестве главы сельского поселения, депутата Собрания депутатов сельского поселения в составе муниципального района.

Статья 29. Глава муниципального района
1. Глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района, наделяется настоящим Уставом в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
2. Глава муниципального района избирается Собранием депутатов из своего состава на срок 5 лет и исполняет полномочия председателя Собрания депутатов.
3. Полномочия Главы муниципального района начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы муниципального района.
4. Порядок избрания Главы муниципального района определяется Регламентом Собрания депутатов.
4.1. Глава муниципального района должен соблюдать ограничения и запреты исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
5. Глава муниципального района не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти Республики Дагестан, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности Республики Дагестан, а также должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы.
6. Глава муниципального района не может одновременно исполнять полномочия депутата Собрания депутатов муниципального района иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ.
6.1. исключен.
7. Осуществляющий свои полномочия на постоянной основе Глава муниципального района не вправе:
1) заниматься предпринимательской деятельностью;
2) состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами Республики Дагестан, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
8. Гарантии прав Главы муниципального района при привлечении его к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении него иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении Главы муниципального района, занимаемого им жилого и (или) служебного помещения, его багажа, личных или служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, принадлежащих ему документов устанавливаются федеральными законами.
9. Глава муниципального района не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу Главы муниципального района, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда Главой муниципального района были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
10. Глава муниципального района, осуществляющий полномочия на постоянной основе, не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении .
11. Глава муниципального района в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Собранию депутатов.
12. Глава муниципального района представляет Собранию депутатов муниципального района ежегодные отчеты о результатах своей деятельности.
13. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального района либо невозможности их осуществления, его полномочия в части организации деятельности муниципального района осуществляет глава администрации муниципального района в соответствии с настоящим Уставом.
14. В случае, если Глава муниципального района, полномочия которого прекращены досрочно на основании решения Собрания депутатов муниципального района об удалении его в отставку, обжалует в судебном порядке указанное решение, Собрание депутатов муниципального района не вправе принимать решение об избрании из своего состава главы муниципального района до вступления решения суда в законную силу.

Статья 30. Полномочия Главы муниципального района
1. Глава муниципального района обладает следующими полномочиями:
1) представляет муниципальный район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального района;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Собранием депутатов;
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4) инициирует созыв внеочередного заседания Собрания депутатов;
5) организует выполнение решений Собрания депутатов муниципального района в рамках своих полномочий;
6) обладает правом внесения в Собрание депутатов проектов муниципальных правовых актов;
7) заключает соглашения от имени муниципального района;
8) инициирует представление Собранию депутатов муниципального района главой администрации отчета об исполнении бюджета и выполнении программ социально-экономического развития муниципального района;
9) возглавляет и координирует деятельность по предотвращению чрезвычайных ситуаций в муниципальном районе и ликвидации их последствий.
10) принимает меры по обеспечению и защите интересов муниципального района в суде, арбитражном суде, а также соответствующих органах государственной власти и управления;
11) вносит на рассмотрение Собрания депутатов муниципального района проекты актов о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района;
12) осуществляет личный прием граждан не реже одного раза в месяц, рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним решения;
13) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Дагестан;

Статья 31. Досрочное прекращение полномочий Главы муниципального района
Полномочия Главы муниципального района прекращаются досрочно в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ и статьей 64.1 настоящего устава;
4) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ;
5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
10) отзыва избирателями;
11) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия Главы муниципального района;
12) утратил силу;
13) преобразования муниципального района, осуществляемого в соответствии с частями 4 и 6 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ;
14) увеличения численности избирателей муниципального района более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального района.
2. исключен.
3.Полномочия главы муниципального района прекращаются досрочно также в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации в случаях:
1) несоблюдения главой муниципального района их супругами и несовершеннолетними детьми запрета, установленного Федеральным законом "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами

Статья 32. Администрация муниципального района
1. Администрация муниципального района - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального района, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Дагестан.
2. Администрация муниципального района (далее – администрация) является юридическим лицом.
3. Администрацией руководит глава администрации на принципах единоначалия.
4. Главой администрации является лицо, назначаемое на должность главы администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.
5.Условия контракта для главы администрации утверждаются Собранием депутатов в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом Республики Дагестан – в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Дагестан.
6. Порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации устанавливаются Собранием депутатов. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном районе устанавливается Собранием депутатов.
При формировании конкурсной комиссии половина членов конкурсной комиссии назначается Собранием депутатов муниципального района, а другая половина – Главой Республики Дагестан.
7. Контракт с главой администрации заключается Главой муниципального района на срок полномочий Собрания депутатов муниципального района, принявшего решение о назначении лица на должность главы администрации муниципального района (до дня начала работы Собрания депутатов муниципального района нового созыва), но не менее чем на два года.
8. Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта:
1) подконтролен и подотчетен Собранию депутатов муниципального района;
2) представляет Собранию депутатов муниципального района ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных Собранию депутатов муниципального района;
3) обеспечивает осуществление администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Дагестан.
9. Глава администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Глава администрации не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
10. Глава администрации муниципального района должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Статья 37. Муниципальный контроль
1.Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Республики Дагестан.
2.Органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление муниципального контроля в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ), является администрация муниципального района, которая в праве организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
3.Структура, полномочия, функции и порядок деятельности администрации муниципального района по осуществлению муниципального контроля, а также определение перечня должностных лиц администрации муниципального района и их полномочий осуществляются в соответствии с настоящим Уставом и иным муниципальным правовым актом.
4.К полномочиям администрации муниципального района в области муниципального контроля относятся:
1) организация и осуществление муниципального контроля на территории муниципального района;
2)организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления;
3) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Республики Дагестан;
4) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждается Правительством Российской Федерации;
5) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами Республики Дагестан полномочий.

Статья 39. Избирательная комиссия муниципального района.
1. Избирательная комиссия муниципального района организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву Главы муниципального района, голосования по вопросам изменения границ муниципального района, преобразования муниципального района.
2. Избирательная комиссия муниципального района является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления муниципального района.
3. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального района пять лет. Данная норма вступает в силу после истечения срока полномочий действующей избирательной комиссии муниципального района.
Если срок полномочий избирательной комиссии муниципального района истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов Собрания депутатов муниципального района. Полномочия избирательной комиссии муниципального района могут быть прекращены досрочно законом Республики Дагестан в случае преобразования муниципального района. Днем досрочного прекращения полномочий избирательной комиссии муниципального района является день вступления в силу закона Республики Дагестан о преобразовании муниципального района.
4. Избирательная комиссия муниципального района формируется в количестве 10 членов с правом решающего голоса, в соответствии со статьями 22, 24 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ, статьями 4, 24 Закона Республики Дагестан от 12.03.2004г. №7 «Об избирательных комиссиях в Республике Дагестан».
5. Формирование избирательной комиссии муниципального района осуществляется Собранием депутатов муниципального района на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального района предыдущего состава, избирательной комиссии Республики Дагестан.
6. Собрание депутатов муниципального района обязано назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального района на основе поступивших предложений:
а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Народном Собрании Республики Дагестан;
в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Собрании депутатов муниципального района.
7. Собранием депутатов муниципального района обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального района, на основе поступивших предложений избирательной комиссии Республики Дагестан.
8. Предложения избирательной комиссии Республики Дагестан, указанные в пункте 7 настоящей статьи, готовятся с учетом предложений общественных объединений, за исключением общественных объединений, указанных в пункте 6 настоящей статьи, с учетом предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии соответствующего муниципального района предыдущего состава.
9. В случае, если указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи поступивших предложений не достаточно для реализации соответственно пунктов 6 и 7 настоящей статьи, назначение оставшихся членов комиссии осуществляется на основе предложений, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
10. Полномочия избирательной комиссии муниципального района в порядке, установленном законом, могут быть возложены на иную избирательную комиссию.
11. Иные вопросы формирования, компетенции и полномочии, а также порядок деятельности избирательной комиссии муниципального района устанавливаются Федеральным законом от 12.06.2002г. №67-ФЗ и Законом Республики Дагестан от 12.03.2004г. №7 «Об избирательных комиссиях в Республике Дагестан».

Статья 46. Подписание и вступление в силу муниципальных правовых актов
1. Нормативный правовой акт, принятый Собранием депутатов муниципального района, направляется Главе муниципального района для подписания и обнародования в течение 10 дней.
2. Муниципальные правовые акты вступают в силу с момента подписания, за исключением нормативных правовых актов Собрания депутатов муниципального района о налогах и сборах и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.
3. Нормативные правовые акты о налогах вступают в силу в порядке, определенном Налоговым Кодексом Российской Федерации.
4. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
5. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в периодическом печатном издании, определенном правовым актом Главы муниципального района.

Статья 48. Муниципальное имущество и порядок его формирования
Экономическую основу местного самоуправления муниципального района составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципального района.
2. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.
3. В собственности муниципального района может находиться:
1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;
2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами Республики Дагестан, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ;
3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами Собрания депутатов муниципального района;
4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения;
5) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ.
4. В случаях возникновения у муниципального района права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 3 настоящей статьи, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Статья 53. Бюджет муниципального района (местный бюджет)
1. Муниципальный район имеет собственный бюджет.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
2. Составление и рассмотрение проекта бюджета, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
3. Бюджетные полномочия муниципального района устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
4. Руководитель финансового органа муниципального района назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
5. Проект бюджета, решение об утверждении бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
После опубликования не более чем через 15 дней проект бюджета, отчет о его исполнении выносится на публичные слушания. Результаты публичных слушаний подлежат опубликованию.

Статья 54. Доходы бюджета муниципального района
Формирование доходов бюджета осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Статья 55. Расходы бюджета муниципального района
1. Формирование расходов бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципального района, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данного муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. Исполнение расходных обязательств муниципального района осуществляется за счет бюджета в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статья 70. Удаление главы муниципального района в отставку
1. Собрание депутатов муниципального района в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ вправе удалить главу муниципального района в отставку по инициативе депутатов Собрания депутатов муниципального района или по инициативе высшего должностного лица Республики Дагестан – Президента Республики Дагестан.
2. Основаниями для удаления главы муниципального района в отставку являются:
1) решения, действия (бездействие) главы муниципального района, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ;
2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ, иными федеральными законами, уставом муниципального района, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Дагестан;
3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального района Собранием депутатов муниципального района по результатам его ежегодного отчета перед Собранием депутатов муниципального района, данная два раза подряд.
4) Удаление главы муниципального района в отставку несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
5) допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов.

3. Инициатива депутатов Собрания депутатов муниципального района об удалении главы муниципального района в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов Собрания депутатов муниципального района, оформляется в виде обращения, которое вносится в Собрание депутатов муниципального района. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения Собрания депутатов муниципального района об удалении главы муниципального района в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального района и Президент Республики Дагестан уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в Собрание депутатов муниципального района.
4. Рассмотрение инициативы депутатов Собрания депутатов муниципального района об удалении главы муниципального района в отставку осуществляется с учетом мнения Президента Республики Дагестан.
5. В случае, если при рассмотрении инициативы депутатов Собрания депутатов муниципального района об удалении главы муниципального района в отставку предполагается рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Дагестан, и (или) решений, действий (бездействия) главы муниципального района, повлекших (повлекшего) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, решение об удалении главы муниципального района в отставку может быть принято только при согласии Президента Республики Дагестан.
6. Инициатива Президента Республики Дагестан об удалении главы муниципального района в отставку оформляется в виде обращения, которое вносится в Собрание депутатов муниципального района вместе с проектом соответствующего решения Собрания депутатов муниципального района. О выдвижении данной инициативы глава муниципального района уведомляется не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в Собрание депутатов муниципального района.
7. Рассмотрение инициативы депутатов Собрания депутатов муниципального района или Президента Республики Дагестан об удалении главы муниципального района в отставку осуществляется Собранием депутатов муниципального района в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.
8. Решение Собрания депутатов муниципального района об удалении главы муниципального района в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов Собрания депутатов муниципального района.
9. Решение Собрания депутатов муниципального района об удалении главы муниципального района в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании Собрания депутатов муниципального района.
10. При рассмотрении и принятии Собранием депутатов муниципального района решения об удалении главы муниципального района в отставку должны быть обеспечены:
1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов Собрания депутатов муниципального района или Президента Республики Дагестан с проектом решения Собрания депутатов муниципального района об удалении его в отставку;
2) предоставление ему возможности дать депутатам Собрания депутатов муниципального района объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.
11. В случае, если глава муниципального района не согласен с решением Собрания депутатов муниципального района об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение.
12. Решение Собрания депутатов муниципального района об удалении главы муниципального района в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если глава муниципального района в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением Собрания депутатов муниципального района.
13. В случае, если инициатива депутатов Собрания депутатов муниципального района или Президента Республики Дагестан об удалении главы муниципального района в отставку отклонена Собранием депутатов муниципального района, вопрос об удалении главы муниципального района в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение Собрания депутатов муниципального района не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания Собрания депутатов муниципального района, на котором рассматривался указанный вопрос.
14. Глава муниципального района, в отношении которого Собранием депутатов муниципального района принято решение об удалении его в отставку, вправе обратиться с заявлением об обжаловании указанного решения в суд в течение 10 дней со дня официального опубликования такого решения.

Статья 75. Порядок вступления в действие Устава
1. Устав муниципального района «Курахский район» подлежит государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 года № 97-ФЗ.
2. Устав муниципального района «Курахский район» подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после его государственной регистрации в течение 7 дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
3.Пункт 9 части 1 статьи 6 вступает в силу в сроки, установленные федеральным законом, определяющим порядок организации и деятельности муниципальной милиции.
4. Положения части 6 статьи 24 настоящего Устава применяются к депутатам, входящим во фракции, и к фракциям в Собрании депутатов муниципального района, голосование на выборах в которые состоялось после дня вступления в силу Федерального закона от 20.03.2011 №38-ФЗ.
5. В случае несоответствия отдельных положений настоящего Устава положениям федерального законодательства применяются положения федерального законодательства.
6. С момента вступления в силу настоящего Устава, признать утратившими силу Устав муниципального района «Курахский район» принятый Собранием депутатов муниципального района «Курахский район» от 15.04.2008г. и Решения «О внесении изменений и дополнений в устав муниципального района «Курахский район» принятые Собранием депутатов муниципального района «Курахский район» от 08.07.2009 № 08, от 04.12.2009 № 13, от 20.05.2010 № 30.

----------------------------------------------------------------------------------------

Гьафтедин нетижаяр кьуна
16-февралдиз райадминистрациядин актовый залда райондин идарайри гьафтеда авунвай кIвалахдин нетижаяр кьадай нубатдин совещание хьана.
Совещание "Кьурагь район" муниципальный тешкилатдин администрациядин кьил С.Гьамидова кьиле тухвана. Анал са жерге руководителри чпи авунвай кIвалахдикай информация гана.
Культурно-досуговый центрдин начальник А.Эмирбекова 23-февралдин сувариз гьазурвал аквазвайди, идарада газ кун патал пичер хканвайди лагьана.
Райондин образованидин отделдин начальник Р.Катибова къейд авурвал, школайра ЧIехи Гъалибвилиз талукь яз мярекатар тухузва, стендар гьазурзава, Кьурагьрин 1-нумрадин юкьван школада лезги чIалан муаллимрин арада "Лезги чIалан виридалайни хъсан муаллим" конкурс кьиле фена, къе 2-нумрадин юкьван школада кьиле фида.
ЦРБ-дин кьилин духтур Азим Азимова агьалияр диспансеризация ийизвайди, 121 кас чIехи яшарин агьалияр ва 61 аял диспансеризация авунва, медикаментар, питание ава, январдин вацран мажибар центрда авай работникриз ганва лагьана.
Ветеринарный управленидин начальник Н.Асланова пландал асаслу яз кIвалахзавайди, кала авай участокриз, ЧIурухуьрел фена ахтармишунар авурди лагьана.
Совещанидал гьакI финансовый отделдин начальник Б.Ибрагьимов, бейкар агьалияр кIвалахдал таъминардай Центрдин директор Гь.Гьажиханов, райондин образованидин отделдин главный бухгалтер Р.Асланов рахана.
С.Гьамидова гьар са месэла веревирд авуна, кимивилер арадай акъуддай рекьер къалурна.
--------------------------------------------------------------------------------------

А.Мамедова.
Венгриядин вакъиайрин иштиракчи
Венгриядин чилел кьиле фейи вакъиайри тарихда кьетIен чка кьунва. Ватандин ЧIехи дяве куьтягь хьайидалай кьулухъ, цIуд йисан мензил арада аваз, гьеле а цIун хер сагъ хъжедалди, дидейрин рикIерик мад къалабулух акатна.
ИкI, 1956-йисуз Венгриядин халкьдин арада хьайи тамам къайдасузвилер, абурун арада гьатай къал-къиж секинарун патал аниз советрин кьушунарни ракъурнай.
Чаз малум тирвал, а вахтунда Будапешт шегьердиз Советрин гьукуматди 6000 солдатарни офицерар, 290 танк, 120 бронетранспортер ва 156 яракь рекье тунай.
Тарихдин чинрай малум тирвал, и вакъиайрин нетижада Советрин Союздин 750, Венгриядин 2700 аскер телеф хьана. Абурун жергеда чи районэгьлиярни хьана.
Къенин чи суьгьбет Венгриядин вакъиайрин иштиракчи аскер-танкист Рагьманов Гъазай Жамаловичахъ галаз тухун кьисмет хьана.
Гъазай Жамалович 1934-йисан 12-мартдиз Ашарин хуьре дидедиз хьана. Адан буба Ватандин ЧIехи дяведай набут яз хтана. Ирид лагьай класс куьтягьна мад мектебдиз хъфиз кIан тийизвай Гъазай кIвалахиз Бакудиз рекье туна. Ана ада буругъдал кIвалахна ва 18 йис тамам хьайи жегьилдиз Советрин Армиядин жергейриз эвер гана.
Армиядиз къуллугъиз ам Азербайжан гьукуматдин Джулфа шегьердиз акъатна.
Ина 2 варзни зур учебкада хьайидалай кьулухъ Белиджар лугьудай шегьерда комиссия хьана. Инай чпин хушуналди аскерар Венгриядин чилел ракъурна.
ИкI, 1953-1957- йисалди танкист Рагьманов Гъазай Жамаловича вичин интернациолиствилин буржи тамамарна. Гьа и вахтундани лезги халкьарин векилри, къунши уьлкведа чеб алай чка чирна. Ана къуллугъ ийиз азербайжанарни, армениярни гзаф авай.
Гъазай бубади, са кьадар вахтунда чпиз яракь ишлемишдай ихтияр авачир лагьана. Эхир са тахсирни квачир Венгриядин халкь гзаф телеф жез акурла, 7-ноябрдиз Советрин Союздин полководец, Маршал Георгий Константинович Жукован ихтиярдалди, чна Венгриядин чилел яракь гъиле кьуна вири жуьредин четинвилериз дурум гуниз мажбур хьана.
Ина 4 йисуз къуллугъ авуна, пака Ватандихъ хквез рекьел алай йифизни, дяве къати хьана ва абурун Ватандихъ хтун 2-3 вацран вахтунда геже гьатна.
Гьа икI, 1957-йисан январдин вацра Гъазай буба вичин хайи чилел хтана. Ам гьа и хуьряй тир Бакьиятал эвленмиш хьана, абуруз 10 велед: 6 рушни 4 гада хьана. Са аял гвай вичин уьмуьрдин юлдаш хуьре туна, Гъазай буба Кеферпата авай Коми Республикадиз кIвалахиз фена. Анай хтайдалай кьулухъ лап гьа пенсиядиз фидалди ада вичин чIехи пай уьмуьрда хуьруьн колхоздани «Курахский» совхозда чубанвал авуна. ХъуьтIуьз мал-къара Калмыкиядиз куьчардай, гатуз дагълариз гьал хъийидай,- лугьузва Гъазай бубади.
Вичин буржи паквилелди, ватанпересвилелди кьилиз акъудунай ам "Женгера къалурай лайихлувилерай" медалдиз лайихлу хьана.
Алай вахтунда Гъазай бубадин къвалав руш Къизтамум, гъвечIи гада Регьиман хизан гва. Адаз райондин къене жезвай мярекатриз эверзава, льготар ава.
Аял чIавалай зегьмет чIугур, девирдин азиятар акур Гъазай буба вичин уьмуьрдал рази я. Адаз 21 хтул ва 3 птул ава. Ам гилани кIубан я. Ада вишелай виниз жанавурар тергна, халкьдиз вагьшийрикай мал-лапаг хуьз куьмекна.
Къуй инлай кьулухъни квехъ мягькем сагъламвал, руьгьдин цицIивал хьурай. Гъазай буба!
-------------------------------------------------------------------------------

М.Агьмедова.
Зегьметдин ветеранар
Адан зегьмет пара я
Яшлу инсанар дуьнья акунвай, далудихъ гзаф йисарин тежриба галай ксар я. Гьи хуьре, гьи идарада ва я карханада яшлу инсанри къуллугъзаватIа, зегьмет чIугвазватIа, гьана дуьз кIвалахни вилик фида, жегьилриз дуьз рехъ къалурдайбурни жеда.
Гьа ихьтинбурукай сад райондин Хвережрин хуьре яшамиш жезвай Гьададов Ибрамхалил Гьададович я.
И мукьвара зун Хвережрин хуьруьн школадиз мугьман хьана ва ина кIвалахзавай яшлу муаллим Ибрамхалил муаллимдихъ галаз гуьруьшмиш хьана. Ам шумал буйдин, чина берекатдин нур авай, рикIиз чими итим я. Фейи вахтни адаз тарс авай вахт тир. Тарсунилай гуьгъуьниз за адавай вичин уьмуьрдикай суьгьбет авун тIалабна.
-Зун 1937-йисуз Кьурагь райондин Хвережрин хуьре колхозчидин хизанда дидедиз хьана,-лагьана вичин суьгьбет башламишна Ибрамхалил муаллимди. 1954-йисуз за Хвережрин школа акьалтIарайдалай гуьгъуьниз Махачкъалада авай ДГУ-дин историко- филологический факультетдиз экечIна. Инаг акьалтIарайдалай гуьгъуьниз, 1958- йисуз зун Северо- Осетинская Автономная Советская Социалистическая Республикадин Коста Хетагурован тIварунихъ галай институтда географический факультетда 3 йисуз кIелун давамар хъувуна. 1961- йисалай инихъди за Хвережрин юкьван школада аялризгеографиядин тарсар гузва.
Зи буба Шалбузов Гьадад вичин чIехи хизан хуьн патал Ватандин ЧIехи дяведин вахтунда 3 сменада кIвалах авуниз мажбур хьана. Экуьнахъ ада цан цазвай, нисиниз колхоздин хипер ацазвай, няниз колхоздин хиперал къаравулвал ийизвай. Зегьметар гзаф акьалтуниз килигна буба фад рагьметдиз фена. Дидеди Къурбанова ФатIимади колхозда дояркавиле кIвалахна. Чун чи диде-бубадиз 8 аял авай. Чун вири хизанрин иесияр хьанва ва виридан метIел хтуларни атанва.
-Ибрамхалил муаллимди Хвережрин школада тарсар ва тербия гуз вири санлай къачурла 55 йис хьанва.
Ибурукай 42 йисуз ада Хвережрин юкьван школадин директорвиле кIвалахна ва школа гуьнгуьна, чешнелубурун жергеда туна. Адаз "РД-дин лайихлу муаллим" лагьай тIвар ва Гьуьрметдин грамотаяр гана.
-Жув школадин директор яз,-суьгьбет давамарна И.Гьададова,-эвелни-эвел за жуван аялриз дуьз насигьатар гана, абуру хъсандиз кIелун, амай аялриз чешне хьун лазим тирдакай лагьана. Зани зи уьмуьрдин сифте юлдаш Зайнаба ( рагьмет хьуй вичиз) веледрал гзаф зегьмет чIугуна. Кьисметди зун Агъул райондиз ракъурна ва анай тир Хадижатал ашукь хьана, эвленмиш хъхьана.
Чахъ 8 аял ава: 4 гадани 4 руш. Ингье абур гьар сад са пешедин иесиярни хьанва. ЧIехи гада Алиди Краснодарда строителвиле кIвалахзава, Омара Кьурагьрин ЦРБ-да кьилин духтурдин заместителвиле, Азима Хвережрин юкьван школада тарихдин тарсар гузва, Шамила Гелхенрин хуьруьн амбулаторияда фельдшервиле кIвалахзава, кьве руша Махачкъалада- сада муаллимвиле, сада ясли-бахчадин тербиячи яз, муькуь кьве руша кIвале ацукьна чпин кIвал кьиле тухузва. Зи рикI веледрикай архайин я, къачур зегьметар гьавайда фенач. Алай вахтунда Ибрамхалил муаллимдихъни Хадижат халадихъ гъвечIи гада Шамил гелкъвезва. Лагьана кIанда, Гьададов Ибрамхалил хьтин муаллимар, яшлу инсанар акьалтзавай несилрин дамахни я, даяхни.
Къуй квехъ чандин сагъвал, яргъи уьмуьр тухудай мумкинвал хьурай, гьуьрметлу Ибрамхалил муаллим.
--------------------------------------------------------------------------------------

М.Агьмедова.
Конкурс
Дидед чIалан виридалайни хъсан муаллим
Дидед чIалан са жерге месэлайрал рикIивай машгъул хьуни чаз чIал дериндай чируниз кIевелай куьмекни гузвайдал са шакни алач. Дуьздаказ кIелун, грамматикадин къайдайрикай дуьздаказ менфят къачуналди, дуьздаказ кхьин, яратмишунрин кIвалахдал машгъул хьун вири санлай дидед чIал чирунин карда заминвал я. Аялриз дидед чIал хъсандаказ чирунин карда муаллимди чIугвазвай зегьмет екеди я.
И кIвалахар фикирда кьуна районда, "РД-дин общеобразовательный учрежденийра дидедин чIалар хъсандаказ чирунин серенжемрин гьакъиндай" 897-нумрадин приказдин бинедаллаз "Дидед чIалан виридалайни хъсан муаллим" конкурс кьиле фена. И конкурсда Кьурагьрин 1 ва 2 лагьай нумрадин юкьван школайри, Аладашдин, КьепIиррин, КIирийрин, Ашарин, Гелхенрин, Шимихуьруьн юкьван школайрай лезги чIалан муаллимри иштиракна.
Абуру дидед чIалан "ачух тарсар" кьиле тухвана. Конкурсдиз гьакI жюридин членар яз райондин образованидин отделдин ИМЦ-дин (информационно-методический центр) начальник Кь.Абдулхаликьов, ИМЦ-дин методист Р.Гьажиханова, Гелхенрин юкьван школадин дидед чIалан муаллим Х.Агьмедов, КIирийрин юкьван школадин директордин заместитель А.Исмаилов атанвай. Гьар са муаллимди тарс гегьеншдаказ, аялрин фикирда амукьдайвал маракьлудаказ тухвана.
И конкурсда жюридин меслятдалди Кьурагьрин 1-нумрадин юкьван школадин муаллим Исаева Тамара Играмудиновна гъалиб хьана. Ам «2015-йисан дидед чIалан виридалайни хъсан муаллим» яз хкяна.
Дугъриданни, чаз и конкурсдай малум хьайивал, хайи чIал амай кьван халкьни, адан руьгьни сагъ я.
---------------------------------------------------------------------------------------

Информационное сообщение
К вниманию руководителей и главных бухгалтеров организаций и предприятий, а также Индивидуальных предпринимателей
МРИ ФНС России №2 по РД, напоминает, что согласно ст.230 п.2 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны представить сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов (2НДФЛ) за 2014 год не позднее 01 апреля 2015 года. Версия программы налогоплательщик ЮЛ "ver.4__40 изм.2". Просим всех налогоплательщиков своевременно представить сведения в налоговую инспекцию по адресу: С-Стальский р-н, село Касумкент, ул. Т.Хрюгского, 25.
Сведения представляются на магнитных носителях.
МРИ ФНС России №2 по РД
--------------------------------------------------------------------------------------

КIирийрин юкьван школади 1987-йисуз Гьажибекова Сабина Хизриевнадин тIварунихъ ганвай Б 1471255-нумрадин аттестат квахьнава. Ам ихтибарда амач.

-------------------------------------------------------------------------------------

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!