Газета №28

 Постановление №25
                                                                                                               от 01.07.2014г. с.Курах
О мерах по улучшению обеспечения питьевой водой население с.Курах в летний период
В связи с обострившейся ситуацией в с.Курах по обеспечению населения питьевой водой, создавшейся из-за засушливого лета массового полива приусадебных участков населением питьевой водой,
постановляю:
1. Запретить полив приусадебных участков в светлое время суток (с 06:00час по 22:00час).
2. При нарушении режима полива гражданином, привлечь его к административной ответственности (штрафу), при повторном нарушении отсоединить домовладение от водопроводной линии.
3.При необходимости, применить режим ограничения подачи питьевой воды в домовладения граждан, чтобы обеспечить бесперебойную подачу питьевой воды в общественные водозаборники (булахар).
4. Отсоединить от магистрального водопровода все воздушные водопроводные линии по маршруту Къурбали-Яргьахъ, кроме противопожарной.
5. Продолжить работы по подсоединению домохозяйств к водопроводным линиям только в специально отведенных для этого местах.
                    Глава МО
       "сельсовет Курахский" С.Курбанов.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Райадминистрацияда
Гьафтедин нетижаяр кьуна
7-июлдиз райадминистрацияда райондин идарайрин руководителри авунвай кIвалахдин нетижаяр кьадай совещание хьана.
Совещание "Кьурагь район" муниципальный тешкилатдин администрациядин кьил С.Гьамидова кьиле тухвана.
Райадминистрациядин хуьруьн майишатдин управленидин начальникдин везифаяр тамамарзавай Н.Мисриева къейд авурвал, аранда векьер яна куьтягьнава, 2300 тонна векьер хьанва, гад кIватI хъийиз Кутульский майишатди башламишнава.
Райондин Культурадин управленидин начальникдин везифаяр тамамарзавай К.Фейзуллаевади лагьайвал, шарвилидин сувариз гьазур жезва, суварин майдан туькIуьрунал машгъул жезва, халкьдин милли хуьрекрин патахъай хуьрерин Культурайрин кIвалерин директорриз буйругъар ганва.
"Сельсовет Курахский" муниципальный тешкилатдин кьил С.Къурбанова къейд авурвал, алатай гьафтеда куьчейра экъвена гьар са кIвалин иесидихъ галаз рахайла, булахриз ятарни хтана, гила мад булахра яд амач, салариз яд тагайтIа булахра бес кьадар яд жезва, Вилен кIама авай магистральный линиядин 300 км ремонт ийиз башламишнава.
Ветеринарный управленидин пешекар М.Сефералиева алай вахтунда отчетар вахкузвайди, бугъмадин рапар язавайди, инлай-анлай цIаяр акъатзавайди лагьана.
Рекьерин участокдин начальник Л.Агъабалаева къейд авурвал, алай вахтунда къир цанвай рекьерин чIур хьайи чкаяр туькIуьр хъийизва, Кьурагьрилай винидихъ галай хуьрерин рекьер марфар къвана чIур хьанва, рекьер туькIуьр хъийизва.
С.Гьамидова хейлин руководителриз кIвалах вилик тухудай рекьер къалурна ва хейлин буйругъар гана.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

С.Шагьпазов.
Муниципальный тешкилатра
У.Гьайдаров: Четинвилер алудиз гьазур я
Умалат Омарович Гьайдаров Гелхенрин хуьруьн администрациядин кьилиз сифте яз 2007- йисан 2-апрелдиз, и администрациядик акатзавай Гелхенрин ва Квардалрин хуьрерин жемятри сесер гуналди, хкяна.
Вичиз кIвалахдай ашкъи-гьевес авай, халкьдин арада хатур-гьуьрмет къазанмишзавай, кар алакьдай, дилавар жегьил итим хьуниз килигна, "къуй кIвалахрай" лагьана жемятди адал кьвед лагьай сеферда и къуллугъ ихтибар хъувуна.
Ингье зун, лугьудайвал, адал кьил чIугваз, нубатдин сеферда хуьруьн администрациядин дараматда ава.
Авуна кIанзавай крарикай, вуч алакьнаватIа, гьихьтин кIвалахар фикирда аматIа, гьи месэлайри секинвал гузвачтIа, гьадакай чна адахъ галаз суьгьбетзава.
-Хуьрерин администрацийрин вилик акъвазнавай месэлаяр виринра гьа садбур я,-суьгьбетзава У.Гьайдарова. -Хуьр аваданламишун, гуьрчегарун, михьиз хуьн, яд, рекьер, куьчейра эквер..., куьрелди, жемятдин вилик акъвазнавай месэлаяр ва четинвилер алудун. Зи фикирдалди хуьруьн администрациядин сагьибди гьар са агьалидикай, адан яшайишдикай, дуланажагъдикай, хуьруьн, хуьруьнвийрин гележегдикай-пакадин йикъакай фикир авуна кIанзава.
-Умалат Омарович, сифтени-сифте заз куьне чи газет кIелзавайбуруз куь администрациядикай куьрелди чирвал ганайтIа кIанзавай?
-Чи администрация чпиз тешпигь авачир гуьрчег кьве хуьруькай -Гелхен ва Квардал- ибарат я. Гелхенрин сельсовет 1921-йисан 20-январдиз ВЦИК-дин декретдалди арадал атана. 1946-йисуз адакай Усугский сельсовет хьана, центрани Усарин хуьр яз. 1967-йисан 27-сентябрдиз Гелхен ва Квардал хуьрер чара хьана кьилдин Гелхенский сельсовет арадал атана.
Гелхенар неинки Кьиблепатан, гьакI вири Дагъустанда къадим хуьрерикай са хуьр я, 650 агьали Гелхена ва 155 Квардала яшамиш жезва. Гатун вахтунда лагьайтIа, агьалийрин кьадар лап артух жезва. Каникулрин вахт хуьре кечирмишзавай аялри, ял ягъиз дагъдиз хквезвай чIехибуру чи чуьллер, чIурар сугъул тазвач, хуьрера кьиле физвай вакъиаяр, чи мел-мехъер цицIи ийизва. Хуьр рикIелай ракъурзавач.
Алай вахтунда чи администрациядин мулкунал 1267 чIехи карч алай, 2765 гъвечIи карч алай гьайванар ва 25 балкIан ала. Агьалийрин къуллугъда врачебный амбулаторияда, Культурадин кIвал, почтадин отделение, кьве школа, са ФАП, ветпункт, аялрин бахча, библиотека ава.
Абур чна гьамиша гуьзчивилик хуьзва. Гъиле кьунвай виш аялди кIелдай цIийи школа райондин руководстводи цIийи кIелунин йисалди эцигна куьтягьун хиве кьунва.
-Кьуьд акъатна гатфар алукьнамаз квек гьерекат акатна. ЦIинин йисуз куь пландик гьихьтин кIвалахар ква?
-Хуьр аваданламишунин кIвалахар чна гьар йисуз кьиле тухузва. ЦIинин йисуз, куьне кьатIунайвал, са тIимил кьван фад гатIумна, жив къвана акъваз хьана, ахпа давамар хъувуна. 2012-йисуз къвайи марфари ганвай зиянриз килигна чаз гьукуматди пул чара авунвай, гьа пулдихъ чна ООО "Альянс" фирмадин куьмекдалди хуьруьн куьчейриз чиргъ вегьена дуьзар хъувуна. ВацIун къерехда пуд чкадик даяхдин цлар кутуна.
-Хуьре цин месэла гьикI ава?
-Гьелелиг авай цин линиядалди хуьруьн вири агьалийрин игьтияжар кьилиз акъудзавач. Девир вилик физва, инсанар чпиз къулай шартIар тешкилиз алахънава, кIвалин къенез яд гъизва, гьамамар тIуькIуьрзава, къуй авурай, чун абуруз къулай шартIар туькIуьриз куьмек ийиз гьазур я. Чна хуьруьз цIийи цин линия гъун кьетIнава. И кар кьилиз акъудун патал райондин руководстводи ва чи хуьруьнви, Сургутда яшамиш жезвай, Исрафилов Тажидин Гьасангьуьсейновича чаз куьмек гун хиве кьунва. Куьмек агакьунни чна и карни хъуьтIелди кьилиз акъудда.
-Бейкарар хуьре пара авани?
-Са кIвалахни авачиз куьлягь хьайи, дарух хьайи кас хуьре авач лагьайтIа жеда. КIамай кьван чуьллер, чIурар, ядай векьер, дугунар, бубайрилай инихъ адет хьана хуьзвай хъуьтIуьн къурухар…яни мал-къара артухардай вири шартIар чахъ ава. КIандачни хуьруьн гьар са гьаятдал са 100 лапаг, 15-20 мал, 4-5 балкIан. Амма гьайиф хьи, бязи кьегьалар артухариз алахъзаватIани, бязи ксарихъ мал-къара тIимил хьанва, иллаки лапагар. Чпи майишатдин и хиле бегьерлувилелди кIвалахзавайбурун тIварар кьун тавуна жедач: Гьуьсейнов Агъаширин, Рамазанов Шамсудин, Ильясов Къагьриман, Мегьамедов Сакрат, Рамазанов Такьидин, Азизов Азизбег, Шагьпазов Умрудин ва масабур тафаватлу жезва.
-Эхиримжи йисара кьунуьчивилин хел вилик физвайди аквазва. И кIвалахдин патахъай квевай вуч лугьуз жеда?
-Дугъриданни, райондин амай хуьрерив гекъигайла хуьруьн майишатдин и хел вилик фенва. Чи администрацияда 831 чIижерин куьнуьяр ава. Вирт кIанидаз цуькни кIан хьун лазим я, хъсан кIвалах жедай гьар са чIижербанди емиш гъидай тарар ва цуьк гъидай магьсулар цанайтIа.
-Гелхенрин администрациядик акатзавай кьве хуьруьн - Гелхенрин ва Квардалрин жемятдиз вуч лугьуз кIанзава?
-Чна и кьве хуьруьн жемятдихъ галаз сходар тухузва, гуьруьшмиш жезва, вилик акъвазнавай месэлайрикай ихтилатар ийизва. Чи бюджет девлетлу туштIани, абуруз аквазва хуьруьн, райондин администрацияр гьикI чалишмиш жезватIа. Гьар йисуз векьер язавай уьруьшриз рекьер туькIуьр хъийизва, грейдер экъуьрзава, куьчеяр ишигълаван авунва. Гьавиляй чнани абурувай мелера, субботникра иштиракун тIалабзава.
Жемятдин вилик акъвазнавай месэлаяр ва четинвилер гьялиз чунни гьамиша гьазур я.

---------------------------------------------------------------------------------------------------

"Кьурагь-такабурлу дагъларин уьлкве" ктабдай гьазурайди Ф.Мегьамедова
Куьурагь райондин 85 йис хьанва
Кумухъ
Кумухъ 17-асирдин эхирдай-18-асирдин сифте кьилерай арадал атана. Делилри тестикьарзавайвал, кумухъвийрин ата-бубаяр Хъукъвазрал яшамиш хьайиди я. Надир шагьдин кьушунри гьужумайла, дагъвияр чпин хуьрер хуьз къарагънай. Амма къуватар сад тушир. Абур инсафсуз шагьди тергна, вичин аскериз чпин рекьел вуж гьалтайтIани, рекьидай буйругъ гана. Чан аламукьай хъукъвазвияр дагълариз катна ва чIулав дагьарда чуьнуьх хьана. Ахпа къулай чкадал цIийи хуьр кутуна. Адал Кумухъ эцигна.
Кумухърин агьалийри чилер цана, малар, чIижер хвена, багълар кутуна. Эхиримжи вахтара кумухъвияр салар цунал машгъул я.
Хуьре мискIин, медресе, регъвер авай. Регъвер Тителрин, КIимихуьруьн, Хуьрехуьруьн агьалийрини ишлемишдай. 1928-29-йисара Кумухъа школа эцигна. И кардиз большевик, партийный къуллугъчи Малла Куьринскийди еке куьмек гана. И школада Цилингрин, Кьуьчхуьррин, Тителрин, КIимихуьрерин аялрини кIелна.
1939-йисуз хуьруьн агьалийри К. Марксан тIварунихъ колхоз тешкилна. Адан сифте председатель Эскерали Гьезералиев хьана. Майишатдиз чил туькIуьрдай, бегьер кIватI хъийидай ва маса кIвалахар ийидай техника гана. Хуьруьнвийри баркаллудаказ зегьмет чIугуна. Абуру гьукуматдиз пландилай артух техил, як, чIем гана.
Ватандин ЧIехи дяведин йисара кумухъвийри женгера иштиракна, чуьллера техил кIватI хъувунин, душмандикай хуьдай сенгерар эцигунин кардик чпин пайни кутуна. Кумухърин 60 кIваляй дяведиз 76 кас фена. Ибурукай 32 кас дяведа телеф хьана. Душмандин винел гъалибвал къазанмишунин кардик стхаяр тир Гьажибековри, Агъаметоври, Гьажиметоври, Къарахановри, Улубековри чпин пайни кутуна. Колхозникри фронтдин фондуниз 105 т як, 3 т ниси, 107 кг чIем, 10 т сар, 120 000 манат пул ракъурна.
1966-йисуз кумухъвияр арандиз, Гуьлгери вацIун къерехдив куьч хьана, цIийи хуьр кутуна.
Алай вахтунда ина 355 хизан яшамиш жезва. Хуьре хуьруьн администрация, почтадин отделение, юкьван школа, Культурадин кIвал, медпункт, хуьруьн майишат, спортивный школа, искусствойрин школадин филиал, мискIин ава. Хуьруьн агьалийриз тIебии газ гъанва, хуьруьз физвай рекье къир цанва. Хуьруьн машгьур инсанар Куьринский Малла Къирхлерович-Дагъустанда Советрин власть патал кьиле фейи женгерин иштиракчи, партиядин Куьринский ва Самурский окружкомрин жавабдар секретарь, РКП(б)-дин Дагъустандин обкомдин агитациядинни пропогандадин отделдин заведующий.
Расулов Расул- медицинадин илимрин кандидат, военный хирург, полковник, дяведин иштиракчи, Ленинан, Яру Гъетрен, Яру Пайдахдин, Халкьарин дуствилин орденрин кавалер.
Къарабеков Жамалдин-тарихдин илимрин кандидат.
Аквердиев Эфенди-тарихдин илимрин доктор, ДГПУ-дин Ватандин тарихдин кафедрадин профессор, РД-дин илимрин лайихлу деятель.
Улубеков Нежведин -РСФСР-дин халкьдин просвещенидин отличник.
Улубеков Зейнудин-ДАССР-дин лайихлу муаллим, РД-дин образованидин министерствода кьилин пешекарвиле кIвалахна.
Гераев Салигь-Кьурагь райондин партийный ва советский органра жуьреба-жуьре къуллугърал кIвалахна.
Бабаев Балабег-отставкада авай подполковник, чекист тир.
Къараханов Бейдуллагь-Ватандин ЧIехи дяведин иштиракчи, зуьрнечи.
Асадов Атлухан-Азербайжандин лайихлу нефтяник. "Гьуьрметдин знакдин", "Зегьметдин Яру Пайдахдин" орденрин кавалер.
Аллагьвердиев Аллагьверди- Бакудин чIехи заводдин директор. "Гьуьрметдин знакдин" орден ава.
Велиев Рамазан-Бакудин къирининни цементдин заводдин директор.
Рзаханов Рзахан-медицинадин илимрин кандидат, инфекционист.

----------------------------------------------------------------------------------------------

 http://rdpress.ru/at/
Визит Маджида Али аль-Карадаги в Дагестан
Республике Дагестан побывала делегация Всемирного союза мусульманских ученых во главе с достопочтенным генеральным секретарем Союза шейхом д-ром Али Мухи ад-Дином аль-Карадаги, визит которой состоялся по приглашению главы Республики Дагестана Рамазана Абдулатипова. В состав делегации входили: Его Честь председатель комиссии Союза по делам вакфов и инвестиций шейх д-р Халед аль-Мазкур; член Союза шейх д-р Ахмад аль-Хаммади; исполнительный директор Союза г-н Рашид аль-Алави; советник по информационным вопросам г-н Маджид Али аль-Карадаги; координатор деятельности Союза в Российской Федерации и СНГ д-р Юсеф Луай.
Под эгидой Всемирного союза мусульманских ученых и Духовного управления мусульман Дагестана, при содействии Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования в России, в столице Дагестана г. Махачкале 6 марта 2014 г. (5 дня первой джумады 1435 г. х.) прошла международная богословская конференция "Российские мусульмане: права и обязанности". В ее работе приняли участие члены делегации ВСМУ, достопочтенный муфтий Дагестана Ахмад-хаджи Абдулаев, улемы Дагестана, а также муфтий Республики Татарстан шейх Камиль Самигуллин, муфтий Чеченской Республики Султан-хаджи Мирзаев, муфтий Республики Ингушетия Иса-хаджи Хамхоев, муфтий Республики Северная Осетия - Алания Хаджимурат-хаджи Гацалов, муфтий Ставропольского края Мухаммад-хаджи Рахимов. В ней также приняли участие руководители исламских и общественных организаций, многие российские ученые, представители интеллигенции и молодежи Дагестана, цвет студенчества и профессуры дагестанских университетов.
Конференция открылась чтением аятов Священного Корана, после чего слово взял достопочтенный муфтий шейх Ахмад-хаджи Абдулаев. Он приветствовал делегацию Союза, отметив его значение и роль. Он также приветствовал участников конференции и подчеркнул ее значимость в деле упрочения Неас! ОШсе, Р.О.Вох: 24755 0оЬа/0а1аг - Те1.: (+974) 44110031 - Рах: (+974) 44830543 Ета Л : Н0.да1аг@1ит50пПпе.0гд - \Л/еЬ511е : VVVVVV.^ит5опI^пе.пе^ безопасности и стабильности в Дагестане и за его пределами. Достопочтенный муфтий, и другие выступавшие отметили значение первой международной богословской конференции, которая прошла 18 ноября 2012 г. в Махачкале под девизом "Дагестан - территория мира", и которая приняла Дагестанский акт по вопросам джихада и фетву о применимости термина "территория мира и Ислама" к Дагестану и подобным ему областям (изданную и утвержденную генеральным секретарем ВСМУ и улемами Дагестана). Было подчеркнуто, что эта конференция внесла большой вклад в повышение сознательности молодежи и снижению угроз для общественной безопасности. Затем его честь генеральный секретарь ВСМУ шейх д-р Али Мухи ад-Дин аль-Карадаги произнес пространную речь, насыщенную научными и шариатскими выводами, а также отмеченную детальным описанием рассматриваемых проблем и их глубоким анализом. С речами также выступили Его Честь шейх д-р Халид аль-Мазкур, Его Честь шейх д-р Ахмад аль-Хаммади, российские муфтии. Выступавшие отметили значение конференции, поддержали все тезисы, прозвучавшие в докладе генерального секретаря Союза, а также выразили благодарность главе Дагестана, муфтию республики и организаторам конференции. В ходе визита делегация провела ряд встреч с улемами и молодежью республики, чтобы дать ответы на вопросы религиозно-правового характера, прежде всего связанных с подозрениями, возникающими вокруг многих важных проблем, существующих в Дагестане.
Итогом визита, конференции и проведенных встреч стал заявление, в котором был дан следующий подробный ответ на поставленные вопросы: 1. Ислам и террор - Какова позиция Ислама в отношении совершаемых в России взрывов, от которых страдают гражданские лица: имамы, преподаватели, женщины и безвинные дети? Ответ: - Запугивание и истребление мирных людей, убийства, бессудные казни, взрывы общественных зданий и сооружений являются запретными преступными деяниями. Они относятся к такому преступлению, как "разбой и распространение нечестия на земле", за которое Аллах установил самые суровые наказания. Всевышний говорит: "Действительно, воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его посланником и стараются на земле вызвать нечестие, в том, что они будут убиты, или распяты, или будут отсечены у них руки и ноги накрест, или будут они изгнаны из земли. Это для них - позор в ближайшей жизни, а в последней для них Неас! ОШсе, Р.О.Вох: 24755 0оЬа/0а1аг - Те1.: (+974) 44110031 - Рах: (+974) 44830543 Ета Л : Н0.да1аг@1ит50пПпе.0гд - \Л/еЬ511е : VVVVVV.^ит5опI^пе.пе^ - великое наказание" (Сура 5 "Трапеза", 33). Кроме того, имеются многочисленные аяты и хадисы о преступности убийства и умерщвления живой души, о запретности посягательства на достоинство и имущество людей. Об этом же говорится в резолюции № 154 (17/3) Международной академии исламского фикха, которая гласит, что "акты террора во всех его формах и проявлениях запрещены и рассматриваются как преступные деяния, подпадающие под категорию разбоя, где бы и кем бы они ни совершались. Террористом считается всякий, кто непосредственно принимает участие в актах террора, подстрекает к ним, финансирует их или поддерживает их, будь то индивид, группа или государство. Террор может применяться государством, или же одними государствами в отношении других". Такое же решение принято Академией исламского фикха при Лиге исламского мира на сессии, проходившей 21-26 фавваля 1422 г. х. (5-10 января 2002 г.).
2. Позиция Ислама в отношении сотрудничества со светским государством - Какова позиция Ислама в отношении правительств, придерживающихся светской ориентации в управлении государством, а также в отношении властных структур, чиновникам и сотрудникам силовых структур? Ответ:
- Если в государстве соблюдаются права мусульман на исполнение обрядов, молитв и т.п., то нужно стараться сохранить свою веру, призывать к благу и порицать осуждаемое и побуждать к одобряемому, вести проповедь. Всевышний сказал: "Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем" (Сура 16 "Пчелы", 125).
Также мусульманин должен сдерживать обещания и соблюдать соглашения: "О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах" (Сура 5 "Трапеза", 1). И еще: "И исполняйте верно договоры: ведь о договоре спросят" (Сура 17 "Ночной перенос", 34). Кроме того, Аллах так описал избранных: "которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры". Во многих хадисах Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил о том, что не сдерживать обещания равнозначно проявлению лицемерия. Соблюдение законов государства обязательно, если есть четкое понимание, что они не противоречат шариату.
Ученые должны примечать различия между сегодняшним государством и государствами прошлого. В РФ насчитывается семь мусульманских республик, свобод у которых больше, чем у большинства арабских стран. Если мусульмане в Неас! ОШсе, Р.О.Вох: 24755 0оЬа/0а1аг - Те1.: (+974) 44110031 - Рах: (+974) 44830543 Ета Л : Н0.да1аг@1ит50пПпе.0гд - \Л/еЬ511е : VVVVVV.^ит5опI^пе.пе^ них будут действовать с мудростью и добрым увещеванием, достигая своих целей политическими и дипломатическими средствами, ведя конструктивный диалог, без спешки, руководствуясь принципом постепенности, то они - в дозволения Всевышнего Аллаха - достигнут того, к чему стремятся. В некоторых российских республиках мусульманам удалось претворить в жизнь очень многие нормы шариата, в то время как часть молодежи - при поддержке некоторых радикалов извне - встали на путь боевых действий в Чечне. Что же все это обернулось? Гибелью десятков тысяч людей, разрушением государства и народа. Так же обстояло дело в Алжире и других местах. Глубокий анализ подтверждает, говорят Ибн аль-Кайим, аль-Шатыби и другие ученые, что религия эта зиждется на интересах, справедливости, милосердии, учете человеческих возможностей, понимания последствий и предотвращения противозаконных деяний; на том, что Всевышний Аллах вменил нам в обязанность лишь то, что нам посильно, и запретил нам то, что влечет за собой нечестие, притеснение, произвол или жестокость. 3. Работа во властных структурах - Разрешается ли мусульманину работать и служить в органах государственной власти, правоохранительных и военных структурах светского государства? И если он работает в этих структурах, как ему вести себя, чтобы не нарушать нормы шариата?
Ответ: - Шариат не возражает против работы в государственных органах, а в некоторых случаях в принципе даже требует такой работы, в том числе на посту министра или на верховной должности. В пользу этого имеется много доводов, и среди них поступок нашего господина Йусуфа (мир ему), который попросил неверного царь Египта назначить его управляющим четырьмя секторами ради служения народу
Египта, и тот согласился. Йусуф даже потребовал это от неверного царя, сказав ему: "Поставь меня над сокровищницами земли!" (сура 12 "Йусуф", 55). Так он стал чем-то вроде египетского вельможи, т. е. главного министра. Закон же тех, кто был до нас, служит законом и нам, если нет нормы, отменяющей его, а таковой нет, ибо, упомянув о пророках, Всевышний говорит: "Это - те, которых вел Аллах, и их прямому пути следуй!" (Сура 6 "Скот", 90). На это же указывает и история негуса, который принял ислам, сохранил верховную власть, но не смог установить законы ислама, и тем не менее, Посланник (да благословит его Аллах и приветствует!) помолился за него. В своем комментарии к этой истории Ибн Таймийя усмотрел в ней указание на то, что человеку вменяется в обязанность лишь то, что ему по силам. Неас! ОШсе, Р.О.Вох: 24755 0оЬа/0а1аг - Те1.: (+974) 44110031 - Рах: (+974) 44830543 Ета Л : Н0.да1аг@1ит50пПпе.0гд - \Л/еЬ511е : VVVVVV.^ит5опI^пе.пе^ Цели шариата и независимых полезных действий (ал-масалих ал-мурсала) также указывают на то, что это идет на пользу мусульманам и мусульманскому меньшинству. Опыт свидетельствует, что поступление мусульман на государственные посты весьма положительно сказывается на их будущем и на будущем Ислама, увеличивая то, что является для них благом, и уменьшая все, чтонесет им зло, пороки и вред. И наоборот, отсутствие их на этих постах оборачивается для них изоляцией, отдаляет их от общества, ввергает в бедность, не дает им развиваться и приводит к господству над ними немусульман. Поэтому я настоятельно советую тем, кто к этому способен, поступать на работу во все государственные структуры.
4. Военные действия - В наше время некоторые мусульмане, именующие себя "муджахидами", широко практикуют вымогательство денег у предпринимателей, облагая их тем, что они называют "налогом на войну". Какова позиция шариата в отношении этого явления? Ответ:
- Шариатом это не дозволяется. Всевышний Аллах запретил пожирать имущество людей попусту, сказав: "О вы, которые уверовали! Не пожирайте имуществ ваших между собой попусту, если это только не торговля по взаимному согласию между вами" (Сура 4 "Женщины", 29), так как от этого проистекают многие пагубы, а также потому, что джихад является действительным лишь при наличии соответствующих условий (см. нашу книгу "Мы и другие"). Но даже когда джихад действителен, ведущие его должны соблюдать в сражении моральные нормы Посланника (да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижников. Аль-Бухари в своем "Сахихе" приводит рассказ Абу Саида аль-Худри. Они были в походе, проголодались и попросили жителей одной деревни, которые не были мусульманами, принять их и накормить. Те отказались, но мусульмане не стали принуждать их к оказанию гостеприимства и остались за пределами деревни, мучимые голодом. Всевышний Аллах пожелал, чтобы старосту деревни ужалил скорпион, и он попросил, чтобы мусульмане прочли над ним заклинание. Абу Саид аль-Худри прочел заклинание, и когда Всевышний исцелил старосту, он взял с жителей деревни щедрое вознаграждение. Этот хадис и сама история приводятся в "Сахихе" аль-Бухари (см. "Китаб фатх аль-бари", 2276). Эти люди были подлинными муджахидами: они были голодны и нуждались в пище, но не взяли имущества жителей неверной деревни, отказавшей им в гостеприимстве, а если бы это было можно, они бы так и поступили. Когда они вернулись к Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует!), тот подтвердил правильность их поступка. Поскольку же они боялись Бога и не преступили установленных Им Неас! ОШсе, Р.О.Вох: 24755 0оЬа/0а1аг - Те1.: (+974) 44110031 - Рах: (+974) 44830543 Ета Л : Н0.да1аг@1ит50пПпе.0гд - \Л/еЬ511е : VVVVVV.^ит5опI^пе.пе^ границ, Аллах помог им: снискав благодарность старосты и жителей деревни, они получили в подарок множество овец. 5. Уважение к родителям и доброта к ним - Как относится Ислам к детям, которые выходят из повиновения родителям, вступая в экстремистские вооруженные группировки и участвуя в их преступных деяниях? Ответ: - Существует множество хадисов, согласно которым Посланник (да благословит его Аллах и приветствует!) не разрешил некоторым своим сподвижникам, чьи родители (или один из них) были живы, участвовать вместе с ним в истинном джихаде без их разрешения. "В них твой джихад", - сказал он (да благословит его Аллах и приветствует!). 6. Обвинение в неверии, вероотступничестве и многобожии: - Многие мусульмане работают в государственных учреждениях светского государства. Подпадают ли они, согласно нормам исламского шариата, под категорию неверных, вероотступников или многобожников? Ответ: - Вера есть сердечное признание и словесное принятие; полноту же вере придает деяние в соответствии с ее столпами. Среди людей сунны и согласия общепризнанно, что человека нельзя обвинять в неверии, пока он не совершает тяжких грехов, что ключом к вере и раю служит свидетельствование о том, что нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммад - Посланник Аллаха. Общепризнанно, что законный труд в любом административном или подобном ему учреждении не запрещен, но даже если он запрещен, то человек не может объявляться неверным потому, что работает в учреждениях светского государства. Мы уже приводили в пример историю господина нашего Йусуфа, который работал не просто министром, но главным министром в неверном государстве, а также историю негуса. 7. Ислам и другие религии
- Какова позиция Ислама в отношении других религий, и каковы условия сосуществования мусульман с православными и иудеями?
Неас! ОШсе, Р.О.Вох: 24755 0оЬа/0а1аг - Те1.: (+974) 44110031 - Рах: (+974) 44830543 Ета Л : Н0.да1аг@1ит50пПпе.0гд - \Л/еЬ511е : VVVVVV.^ит5опI^пе.пе^ Ответ: - Подробно об этом мы рассказали в книге "Мы и другие". Если говорить коротко, то Всевышний Аллах повелел нам по-особому относиться к людям Писания, в особенности к христианам всех общин. Более того, Он велел нам вести с ними спор только наилучшим образом. Всевышний сказал: "И не препирайтесь собладателями книги, иначе как чем-нибудь лучшим, кроме тех из них, которые несправедливы, и говорите: "Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано вам. И наш Бог и ваш Бог един, и мы Ему предаемся"" (Сура 29 "Паук", 46). Всевышний Аллах разъяснил нам, как мы должны относиться к ним, в следующих аятах: "Может быть, Аллах установит между вами и теми, с кем вы из них враждуете, любовь; поистине, Аллах мощен, Аллах - прощающ, милостив!"; "Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, - ведь Аллах любит справедливых!"; "Дает вам Аллах запрет о тех, которые сражались с вами за религию, и изгнали вас из ваших жилищ, и помогали вашему изгнанию, чтобы вы не брали их в друзья. А кто возьмет их в друзья, те -нечестивые" (Сура 60 "Испытуемая", 7-9). Аллах велел проявлять доброту и благодетельствовать всем людям, кроме тех, кто нападает на нас, притесняет нас или изгоняет, но даже с ними Аллах велел нам быть справедливыми и беспристрастными. 8. Определение времени праздников - Как относится благородный шариат к расхождениям между мусульманами в установлении праздников и обрядов? И можно ли установить для мусульман единые дни исламских праздников (Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха) и времени поста?
Ответ: - Всевышний Аллах установил для мусульман праздники Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха для того, чтобы у них была возможность благодарить Всевышнего Аллаха за помощь рабам Своим в выполнении обрядов поста и хаджа. Для этого Он установил, чтобы мусульмане радовались и предавались дозволенным развлечениям. Так, Посланник (да благословит его Аллах и приветствует!) разрешил эфиопам играть копьями в мечети ("Сахих" аль-Бухари, хадис 949, Муслим, хадис 892); двум рабыням он разрешил петь для Аиши (да будет доволен ей Аллах) в доме Посланника (да благословит его Аллах и приветствует!), и когда господин наш Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) возразил против этого, сказал ему: "Оставь их" ("Сахих" аль-Бухари, хадис 949, Муслим, хадис 892). Согласно достоверной версии Муслима (хадис 892) и Ибн Хиббана (281), он сказал: "Оставь их, Абу Бакр, ведь это праздничные дни"; в достоверном изложении у Муслима написано: "О Абу Бакр! У каждого народа есть праздник, а это - наш праздника". Неас! ОШсе, Р.О.Вох: 24755 0оЬа/0а1аг - Те1.: (+974) 44110031 - Рах: (+974) 44830543
Ета Л : Н0.да1аг@1ит50пПпе.0гд - \Л/еЬ511е : VVVVVV.^ит5опI^пе.пе^ Одна из целей праздника состоит в том, чтобы радость преисполняла сердца всех мусульман по возможности в одно и то же время. Но так как в прошлом установление единых праздничных дней и времени поста было затруднительным, Ислам разрешил, чтобы жители каждой страны делали это в силу возможности, либо же чтобы видения частью мусульман положения месяца было достаточным для установления времени поста и праздника для всех остальных. Согласно хадису, достоверность которого общепризнанна, Посланник (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: "Начинайте пост увидев его, и разговляйтесь увидев его". Эти слова были обращены ко всей умме, а это означает, что если месяц увиден, то пост вменяется в обязанность всем мусульманам. Но Аллах по милости Своей обязал их к этому лишь по их возможности, то есть если известие о положении месяца не дошло до жителей страны, то обязанность с них снимается. Тем не менее, факихи со всей категоричностью не разрешили жителям одной страны расходится в определении времени праздника, поста или хаджа, вменив им в обязанность следовать указаниям правителя данной страны или его представителя (например, муфтиев) с тем, чтобы жители одной страны не расходились в совершении обрядов. Что касается использования астрономии, то на сей счет среди факихов шли и продолжают идти большие споры. Ее использование не противоречит категоричному в своих доводах тексту, а значит, является предметом иджтихада. Если правитель это делает, ему следует повиноваться. Но по моему мнению, опираться на астрономические данные следует для отрицания того, что время наступило, и для подготовки к тому, чтобы увидеть новолуние; мусульманам же следует стремиться увидеть молодой месяц с помощью современных средств. Важно, чтобы мусульмане одной страны не расходились между собой в ритуалах (поста и хаджа) и в соблюдении праздников, ибо расхождения в этом могут привести к расхождениям в сердцах, к разделению людей, досужим спорам, а то и к смуте и прочим запретным вещам. Резюмируя, хочу сказать, что считаю необходимым объединить даты мусульманских праздников, учитывая допустимость определения времени праздников астрономическим путем согласно мнению некоторых факихов прошлого, а также многих современных ученых. Мы склоняемся к соединению шариатского видения с опорой на астрономию для отрицания того, что новолуние уже видно, и определения времени, когда оно появится. Подробно об этом нами сказано в книге "Определение начала лунных месяцев: сравнительное исследование мнений факихов прошлого и настоящего". Однако в любом случае мусульмане одной страны должны отмечать праздники в одно время, и многообразие здесь недопустимо.
Неас! ОШсе, Р.О.Вох: 24755 0оЬа/0а1аг - Те1.: (+974) 44110031 - Рах: (+974) 44830543 Ета Л : Н0.да1аг@1ит50пПпе.0гд - \Л/еЬ511е : VVVVVV.^ит5опI^пе.пе^ 9. Ислам и Интернет - Каковы устанавливаемые шариатом условия для получения исламских знаний с помощью современны средств Интернета? Ответ: - Главное условие пользования Интернетом - не заходить на запретные сайты, не использовать Интернет для запретных (харам) действий и соблюдать меры предосторожности, чтобы уберечь молодежь от вредных сайтов. 10. Банковская система с точки зрения Ислама - Можно ли мусульманину получать зарплату с помощью кредитной карточки? И можно ли вкладывать деньги в коммерческие банки или инвестировать их в разного рода коммерческие проекты с целью получения прибыли? Ответ: - Прежде всего, хотел бы сказать, что мусульмане должны приложить все усилия для создания финансовых учреждений, придерживающихся норм шариата, даже если они и не будут называться исламскими (поскольку важно содержание). Поэтому можно создавать инвестиционные учреждения в рамках действующих законов, но затем стараться прилагать усилия к принятию законов, дозволяющих создание беспроцентных банков. На поступивший вопрос отвечаю следующим образом: 1. Не дозволяется иметь дело с ростовщическими банками, дающими или берущими кредит под процент (лихву). 2. При этом дозволяется иметь дело с ростовщическими банками при совершении следующих операций, не связанных с лихвой: - открывать беспроцентный текущий счет; - снимать зарплату с текущего счета или карточки; - получать кредитную карточку (У18а и др.) при двух условиях, а именно: при наличии достаточной суммы на счете, с тем, чтобы у хозяина карточки имелся достаточный кредит при снятии суммы или до вычета суммы банком. Если же таким кредитом он не располагает, то это ведет к начислению процентов для хозяина карточки, что является запретным; - коммерсантам также позволительно брать в ростовщических банках аккредитив, по которому не нужно выплачивать проценты, а также беспроцентное гарантийное письмо. Неас! ОШсе, Р.О.Вох: 24755 0оЬа/0а1аг - Те1.: (+974) 44110031 - Рах: (+974) 44830543 Ета Л : Н0.да1аг@1ит50пПпе.0гд - \Л/еЬ511е : VVVVVV.^ит5опI^пе.пе^ 11. Мусульманки и их трудоустройство.
- Каковы шариатские условия, касающиеся мусульманок, работающих в общественном и частном секторах? Ответ: - Мусульманке дозволяется работать в сферах, соответствующих ее характеру и квалификации, при условии, что ее работа не влечет за собой совершение
запретных вещей, таких, как запретное уединение с мужчиной и соблазн. На сей счет имеется множество указаний, в том числе то, что Всевышний Аллах рассказал по поводу Мусы. Всевышний говорит: "И когда он подошел к воде Мадйана, то нашел там толпу людей, которые поили. И нашел, не доходя до них, двух женщин, отогнавших в сторону. Он сказал: "В чем ваше дело?" Они сказали: "Мы не можем поить, пока не отойдут пастухи, а наш отец - глубокий старик"" (Сура 28 "Повествование", 23). Здесь указывается на то, что женщина может работать, соблюдая меры предосторожности, и если к тому есть необходимость. 12. Погребение убитых за террористические действия - Какова позиция исламского шариата в отношении погребения людей, убитых за участие в террористических действиях, и проблемы невыдачи их тел родственникам? Ответ: - Человека уважают и живым, и мертвым. Погребение умершего есть проявление такого уважения. Это касается и выдачи тела родственникам покойного. Государство должно выдавать тела этих людей их родственникам; боевики также обязаны выдавать тела убитых на войне их родственникам. 13. Отмечание неисламских праздников - Дозволено ли мусульманам участвовать в празднествах немусульман, проживающих с ним вместе в одном светском государстве?
Ответ: - Как известно, религиозные праздники предназначена: для последователей той или иной религии, и у каждой из них свои праздники. Дозволяется просто отмечать праздник, не участвуя в религиозных обрядах. Можно разделить с ними радость и веселье во имя благодетельства, предписанного нам Всевышним: "Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из за религии и не изгоняли вас Неас! ОШсе, Р.О.Вох: 24755 0оЬа/0а1аг - Те1.: (+974) 44110031 - Рах: (+974) 44830543 Ета Л : Н0.да1аг@1ит50пПпе.0гд - \Л/еЬ511е : VVVVVV.^ит5опI^пе.пе^ из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, - ведь Аллах любит справедливых!" (Сура 60 "Испытуемая", 8). 14. Мусульмане в неисламских странах - Должны ли мусульмане, живущие в неисламской стране, соблюдать ее законы: служить в армии, платить налоги и сборы и пр.?
Ответ: - Мы в Европейском совете по фетвам и исследованиям выдвинули такой лозунг: "позитивная интеграция и соблюдение законов, не противоречащих установкам исламского шариата, служение Родине, с тем, чтобы такой патриотизм не противоречил религиозной преданности в рамках достижения блага". "В заключение предлагаем следующее: 1- Собрать и упорядочить эти важные вопросы и ответы в форме суждений, касающихся всех прав и обязанностей российских мусульман перед государством,и изложить их в едином документе под названием "Положения фикха о мусульманах России". Этот документ может быть принят всеми мусульманскими улемами России при участии Всемирного союза мусульманских ученых на конференции " Исламская социальная доктрина мусульман России ", которую следует провести в Москве под эгидой Всемирного союза мусульманских ученых при участии всех глав мусульманских Духовных управлений РФ, улемов, представителей молодежи и других заинтересованных лиц. 2. Призвать к проведению в Москве большой конференции под эгидой Всемирного союза мусульманских ученых при участии всех глав мусульманских Духовных управлений РФ, улемов, представителей молодежи и других заинтересованных лиц. Цель такого форума должна состоять в изучении вопроса об учреждении в Российской Федерации академии фикха, членами которой стали бы лучшие мусульманские улемы России и зарубежных стран. Она стала бы местом обсуждения вопросов фикха, интересующих мусульман Российской Федерации, а также могла бы готовить ученых в области фикха, исламского законодательства и фетв. Неас! ОШсе, Р.О.Вох: 24755 0оЬа/0а1аг - Те1.: (+974) 44110031 - Рах: (+974) 44830543
Ета Л : Н0.да1аг@1ит50пПпе.0гд - \Л/еЬ511е : VVVVVV.^ит5опI^пе.пе^ ЖМГ" ' Аллаху же лучше ведомо, и Г 1пгегпаг1опа1 ип10п Тог МизНт 8с11о1аг5 & ЛИШЬ возгласить хвалу Аллаху, Господу Да благословит Аллах и да приветствует господина нашего Мухаммада, и род его, и сподвижников его".
имя должность подпись
Шейх доктор Али аль Карадаги-Генсек ВСМУ
Ахмад-хаджи Абдулаев- Муфтий Дагестана,
Камиль хазрат Самигуллин- Муфтий Татарстана,
Султан-хаджи Мирзаев- Муфтий Чеченской Республики,
Иса-хаджи Хамхоев- Муфтий Ингушетии,
Хаджимурат-хаджи Гацалов- Муфтий Северной Осетии- Алании,
Мухаммад-хаджи Рахимов- Муфтий Ставропольского края.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Сулейман-Стальский райондин ва мировой судрин коллективри Гьадисов Сабир Къазихановичаз стха
                                           ГЬАДИС
рагьметдиз финихъ галаз алакъалу яз башсагълугъвал гузва.

-----------------------------------------------------------------------------------------------
 


 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!